Предвыборная кампания, вкупе с раскаленной внутриполитической обстановкой последних лет, ярко продемонстрировали, что общественное мнение в стране с одной стороны продолжает оставаться крайне поляризованным, а с другой - значимая часть электората вовсе решила самоустраниться от судьбоносного для государства решения.
После анализа результатов голосования стало понятно, что практически одна треть электората (всего правом голоса в Бразилии наделены 147 миллионов человек) либо не пришла на выборы в это воскресенье, либо проголосовала "против всех". Это практически 42,5 миллиона голосов, которые не достались ни одному из кандидатов. При этом "за" Болсонару проголосовало почти 58 миллионов человек, а "за" Хаддада - 47. Такой "политической апатии" со стороны избирателей в стране еще никогда не наблюдалось.
Этот фактор, по мнению многих экспертов, во многом будет определять успешность правления нового главы государства. Посколько предвыборная риторика - это одно, а претворение в жизнь конкретных реформ - это совсем другое.
Жаиру Болсонару понадобится сформировать большинство в обеих палатах Национального конгресса, что потребует от него умения вести переговоры, прислушиваться к оппонентам и идти на уступки.
До настоящего момента эти качества у нового президента были, скажем так, не на высоте. За тридцатилетний период его работы депутатом он заработал репутацию косноязычного, жесткого, порой иррационального политика. Возможно, именно из-за понимания этих слабостей он в итоге и принял спорное решение отказаться от телевизионных дебатов перед вторым туром.
В своей победной речи, зачитанной по бумажке, Болсонару резко изменил тональность и стиль подачи своих идей. Еще неделю назад он грозил тюрьмой и изгнанием из страны всем "красным" (намекая на коммунистов) и несогласным с его идеями, зачастую подкрепляя эти мысли недвусмысленными жестами рук и пальцев, изображая оружие и стреляя в своих оппонентов. Но после победы избранный президент продемонстрировал другое лицо, заявив, что его правительство "будет отстаивать Конституцию, демократию и свободы". "Это обещание не от имени партии, не пустые слова одного человека, это клятва перед богом!", - заявил Болсонару. Противникам, обвинявшим его в расизме, гомофобии и женоненависничестве, Болсонару сообщил, что "свобода - это фундаментальный принцип государства".
"Как защитник свободы я возглавлю правительство, которое будет отстаивать права граждан, которое исполняет свои обязанности и соблюдает закон. Закон один для всех, и поэтому наше правительство будет конституционным и демократическим", - подчеркнул избранный президент.
В ходе своего выступления он также подтвердил, не вдаваясь в детали, что при его правлении Бразилия изменит внешнеполитический курс. "Мы освободим Бразилию от тех внешнеполитических уз, которые были навязаны в последние годы идеологией. Бразилия перестанет обходить развитые страны стороной", - отметил Болсонару.
Здесь необходимо пояснить, что внешнеполитические вопросы пока что остаются одними из самых малопонятных пунктов предвыборного плана нового президента. О них известно лишь то, что особый упор будет сделан на выстраивании отношений с США и Израилем (именно в эту страну Болсонару должен совершить свой первый официальный зарубежный визит), а приоритет в контактах с внешними партнерами будет отдаваться развитию отношений на двустороннем уровне.
Кстати, косвенное подтверждение тезиса о том, что новый внешнеполитический вектор Бразилиа был замечен на Западе, пришло из Вашингтона. Президент США Доналд Трамп был первым из числа иностранных глав государств, поздравивших Жаира Болсонару с избранием.
"Буквально только что мы получили звонок от президента США, поздравившего нас с этими историческими выборами! Заявляем наше желание сблизить еще эти две великие нации и двигаться вместе по пути свободы и процветания", - опубликовал сообщение на своей страничке в Twitter Болсонару.
Помимо Трампа нового главу Бразилии поздравили также министр внутренних дел Италии Маттэо Сальвини, президент Чили Себастьян Пиньера и президент Аргентины Маурисио Маккри.